ЯПОНСКИЙ ХИН.

Доказательство древнейшего происхождения японского хина.

Доказательствами древнего происхождения японского хина, начиная с VIII века н.э., служат скульптурные изображения собакольвов – символов льва Будды.
Японский хин – символ льва Будды.

Корни возникновения Священной собаки Императоров «страны Восходящего Сонца», японского хина, кроются в поразительной способности японского народа, пропустив буддизм и культурные ценности Китая через своё неповторимое мировосприятие окружающего мира, создать свои уникальные: новую религию, основанную на традиционном синтоизме и буддизме, и такую же культуру.
Поэтому японского хина, вполне, можно рассматривать, как символ японской религиозно-культурной ментальности японцев.
Японский хин в религиозном восприятии японцев является символом льва Будды и призван был подчеркивать своим присутствием на религиозных и светских торжествах божественную власть императора, и одновременно играть защитную роль для властителя Японии от злых демонов и прочего проявления зла.





Мифический символ льва широко распространен в драхмических религиях. Лев является ваханой (ездовым животным) Манджушри.
Есть легенда о том, что Будда много путешествуя, под видом простого жреца, имел при себе спутника – маленькую собачку. Собачка, чувствуя, что Будда устает, превращалась во льва, и Будда продолжал свой путь верхом на этом собакольве. Эта легенда раскрывает суть скульптурных изображений восточных львов в Буддистских храмовых комплексах. Именно этой легендой объясняется столь непохожий на льва вид скульптур, особенно в Японии.
Таких стилизованных собакольвов в Китае соотносят с пекинесами, в других странах востока с ши - тцу.

 

 

Китай. Императорские львы в Запретном Городе (Императорский дворец, Гугун – самый обширный дворцовый комплекс в мире, находится в центре Пекина).

Но скульптурные изображения льва Будды в Китае очень отличаются от собакольвов в Японии.

В Японии, вполне естественно, в скульптурных изображениях собакольвов нашли своё отображение характерные внешние черты священных собак японского императора - японских хинов.
Лев-страж (яп. 獅子, сиси, реже - дзиси) – традиционное, одиночное или парное скульптурное изображение собакольва перед воротами императорских гробниц, культовых сооружений и дворцовых комплексов.
Согласно верованиям буддизма лев – символ могущества и успеха, царской власти и силы.

 

 

Традиционно парное расположение собакольвов – стражей по обеим сторонам входа в храмы.

Мраморные лев и львица у входа в храм Камакура, Япония.

Справа располагается лев, слева – львица. Лев придерживает лапой шар - тама (яп. 玉), символ универсального закона бытия, открытого Буддой, еще как вариант – сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица изображается придерживающей лапой львёнка.
Традиционно в скульптурной паре собакольвы изображаются: один лев с открытой пастью, а другой с закрытой. Варианты трактовки различны: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых. Открытая пасть – отпугивание злых демонов, закрытая – защита и привлечение добрых, часто последние, с закрытыми ртами, изображались с рогом на голове.

 

Именно эти изображения с закрытым ртом и с рогом на голове и считались собакольвами и их функция была приносить в дом добро и благополучие и охранять от зла, а львы с открытой пасть - это охранная и отпугивающая миссия от злых демонов и стихий. Традиция ставить вместе изображения льва и собакольва возникла в период Хейн (794 – 1185г.)
Данные скульптурные изображения дают основание утверждать, что современный внешний облик японского хина был сформирован ещё в период VIII – XII веков.

 

Большинство скульптурнных изображение собакольвов делались из камня, но существуют изображения из дерева, например этот барельеф по дереву, традиционно расположенный под крышей японского дома. Собаколев на нем изображён чешущим ухо задней лапой. Очень реалистичное изображение.

 

Данное скульптурное изображение собакольва из камня, приготовившегося к прыжку – защите, находится на краю крыши над входом в дом. Предназначение именно этой скульптуры и барельефа в защите от злых демонов и привлечении добрых духов, стабильного благополучия и спокойствия.

Такое же назначение и этой скульптуры головы собакольва, помещенной на скате крыши храма.

Эта же функция, устрашения злых духов и защиты, у скульптурных украшенияй верха колонн у входа в храм(Храмовый комплекс города Никко, Япония.)

Если рассматривать сохранившиеся в Японии до наших дней скульптурные и барельефные изображения львов Будды, то четко видны породные экстерьерные признаки японских хинов, воплощенные в этих древних произведениях искусства. Это говорит о том, что именно императорские собачки – хины послужили прототипом для скульптур собакольвов в Японии.
Во всех изображениях:
первое - голова объемной округлой формы, широкая сильно укороченная морда (широкие укороченные челюсти), объемные подушечки верхних губ, широко поставленные слегка выпуклые большие глаза (тип Когашира хорошо виден в скульптуре из белого мрамора), низко посаженные опущенные ушки, у львов уши стоящие и морда не укороченная и не широкая, глаза обычного размера и формы;
второе – хвост явно не принадлежит льву, у него хвост голый с кисточкой волос на самом конце, здесь же мы видим великолепные султаны пышных хризантемоподобных хвостов японских хинов и так же, как у хинов, уверенно и победно поднятые вверх;
третье – округлые завитки по корпусу скульптуры, признанные отобразить длинную пышную украшающую шерсть, расположены в тех же зонах где и у хинов, а именно пышный воротник, очесы передних лап, юбочка на бедрах, у львов ни юбки на бедрах, ни пышных хвостов нет;
четвёртое – в изображении на деревянном барельефе, по корпусу собакольва четко видны круги, обозначающие пятна, у львов никаких пятен нет, пятна есть у японских хинов и только у них.

Скульптурное изображение собак на вазе в виде ручек, так же дает повод для размышления, анализа и выводов. Изображенные собаки имеют опущенные ушки, и это говорит о том, что это явно не японский шпиц. Чуть укороченная и курносенькая мордочка, пушистый лежащий на спине хвост, квадратный формат, золотистые завитки зон украшающей шерсти явно приближают изображенных собак к типу японского хина.

Все эти древние скульптурные произведения являются подтверждением такого же древнего происхождения уникальной породы – японского хина.

Автор: Линих Ольга